Базовые эмоциональные потребности любого человека.
Каждый человек рождает с определенным телом, физиологическими системами организма, органами, тканями и т.д., которые при правильной работе определяют наше здоровье или нездоровье.
Так же в определенном возрасте каждый ребенок начинает ходить, говорить, играть, считать, писать, общаться и мы можем померить его интеллектуальное, социальное развитие оценив навыки и психические процессы(память, внимание, мышление).
Только вот развитие эмоционального интеллекта и удовлетворение базовых эмоциональных потребностей до сих пор оценивают редко, раньше этому вообще не уделялось внимания. Главное, чтоб как говориться, сыт, одет, обут и хватит с тебя.

При этом начиная с рождения и заканчивая смертью каждый из нас нуждается в удовлетворении эмоциональных базовых потребностей. Джефри Янг, основоположник схема-терапии описал пять основных групп этих потребностей:


1. Безопасная привязанность (включает безопасность, предсказуемость, стабильность, любовь, заботу, внимание, принятие, похвалу, сочувствие, руководство, защиту).
2. Автономия, компетентность, чувство идентичности (понимание своих эмоций, потребностей, своих и чужих границ, поощрение и поддержка в самостоятельности).
3. Свобода выражения потребностей и эмоций (психологическая валидация, поощрение открытого экологичного выражения).
4. Реалистичные границы и самоконтроль (руководство, обучение навыкам стрессоустойчивости, навыкам коммуникации).
5. Спонтанность и игра (заинтересованность, поощрение исследования и игры; реализация потребностей в творчестве; получение удовольствия и радости).



К сожалению не всегда родители умеют удовлетворять не только потребности ребенка , но и свои, если их никто этому не научил или они сами не научились в ходе жизни. А иногда они просто не могут это сделать ввиду обстоятельств. Такая проблема встречается повсеместно и неудовлетворенные дети вырастают в несчастных взрослых.


Когда наши потребности не удовлетворяются у нас могут сформироваться определенные убеждения и чувства в отношении себя, мира, других людей и отношений. В схема-терапии они называются схемами.

Например, если не удовлетворяется потребность в безопасной привязанности, при которой нужна эмоционально и психологически стабильная, предсказуемая среда, заботе не только о еде и одежде, но чувствах и сложностях, с которыми сталкивается ребенок. Этого не происходит тк один родитель страдает зависимостью, а другой вынужден работать на двух работах и у него не хватает времени и сил. Тогда у ребенка может сформироваться схема эмоциональной депривированности, где он чувствует себя недолюбленным, ненужным, неважным. Когда зависимый взрослый борется с зависимостью. при ребенке или усугубляет ее, он может проявлять эмоциональное, физическое насилие, так же как и взрослый, который часто устает на работе и не может восстановиться и отдохнуть, чтоб удовлетворить потребности детей, он тоже может срываться на эмоциональное насилие, в перемешку с проявлениями заботы и любви. Добавим сюда еще конфликты между взрослыми.
При таком контакте может добавиться еще схема недоверия\ожидания жестокого обращения(насилие, предательство, нарушенные обещания); схема покинутости(когда родители много работают или зависимый родитель уходит; эмоциональная холодность родителей) и т.д.

Думаю многие видели, сталкивались с подобным опытом дисфункциональных семей. Может выработаться до 18 разных схем, которые могут способствовать формированию расстройств личности, настроения.

И чтобы справиться с ощущением покинутости и ощущением, что мир небезопасен и людям нельзя доверять. например, что человек может делать? Ведь так думать, чувствовать, может быть очень больно и невыносимо. С точки зрения все той же схема-терапии человек в детском возрасте формирует защитные копинг стратегии, называемые режимами.


Как это выглядит:
Мужчина 30лет, работает адвокатом, живет в небольшом городе, в котором родился. У него была семья, которую я описала выше. Он чувствует себя одиноким и хочет построить отношения с женщиной, но отношения у него не складываются. На этапе влюбленности все прекрасно, но стоит женщине заговорить о чувствах и статусе отношений, мужчина понимает, что пропал интерес и он оставляет женщину. На уровне мыслей он замечает, что никто ему не подходит, что женщины прилипчивые, что он не найдет подходящую. На уровне эмоций он ощущает одиночество и скуку.

У данного мужчины может быть режим отраненного\избеющего защитника. Он сформировался, чтоб защитить его уязвимую часть от сильного страха быть покинутым или столкнуться с жестоким обращением. Но на самом деле часть его все тот же маленький ребенок, которому нужна безопасная привязанность, защита, забота и понимание, просто чтоб вынести такое девство, где он был этого лишен пришлось «отключить» себя от своих истинных потребностей и чувств, чтоб не ощущать постоянно такую сильную боль, адаптироваться и выжить.


В рамках подхода мы учимся замечать и определять наши схемы, режимы которые сформировались, чтоб защитить нас, определяем потребности, которые стоят за нашими режимами и учимся закрывать их с помощью терапии, близких отношений и самостоятельно.


Подробнее о методе на примерах с классными техниками я расскажу в следующих публикациях.